автокраны•экскаваторы•погрузчики•трактора•спецтехника Отправить сообщение в ЗАО Дормаш
Новости > ВТО, система стандартизации и промышленность Росси…   mail@masheka.ru
Автокраны и
самоходные краны
О компании
Отправить сообщение
Поиск по сайту:
Автокраны и
самоходные краны
Ивановец (Автокран)
Галичанин (ГАКЗ)
Клинцы (КАЗ)
Челябинец (ЧМЗ)
Ульяновец (УМЗ №2)
Угличмаш
Юргинец
Газпром-Кран
Мотовилиха
Сокол
Ивэнергомаш
Елазовец (ЕлАЗ)
Краян
Машека (МТМ)
Экскаваторы
КЭЗ
ВЭКС
Уралвагозавод






24 февраля 2012 г.

ВТО, система стандартизации и промышленность России

15 февраля в Москве на базе «Европейской подшипниковой корпорации» (ЕПК) состоялся пресс-брифинг, посвященный вопросам вступления России в ВТО и защиты интересов российских производителей в области стандартизации. Перед приглашенными журналистами выступили представители ЕПК, Совета по техническому регулированию при Минпромторге РФ и Комитета по промышленности Госдумы.

Система стандартизации СССР была одной из лучших в мире. Сегодня эта система требует обновления с учетом все возрастающей роли промышленности в разработке новых стандартов. Отмена в 2002 году законов о стандартизации и о сертификации продукции значительно ослабила контроль за рынком и качеством товаров.

Этим, в частности, пользуются недобросовестные сертифицирующие органы. Пользуясь недостатками в существующей системе сертификации, недобросовестные фирмы поставляют на рынок массу контрафактной продукции. Например, за 2010 г. фирмы-поставщики машиностроительных предприятий приобрели на Самарском заводе авиационных подшипников продукции на сумму 18 тыс руб, а продали – на 6 млн. долларов. подшипников этого же завода. Очевидно, что продавался практически один контрафакт, на который имелись фальшивые сертификаты. Анализ структуры импорта подшипников в Россию показывает, что такие страны, как Литва и Люксембург, где никогда не было производства подшипников, вдруг начали их «производить» в огромных количествах и поставлять в Россию. А ведь подшипники устанавливаются в том числе и на летательные аппараты. После этого уже не удивляют постоянные катастрофы на авиационном транспорте.

В 2011 г. в российском законодательстве закреплена необходимость создания единой системы аккредитации, что должно способствовать наведению порядка в отечественной сертификации. КоАП (ст.14.47) за недобросовестную сертификацию установлены штрафы до 1 млн. руб.

С 2003 г. в перспективе подготовки экономики России к присоединению к ВТО вступил в силу ФЗ «О техническом регулировании», которым отечественная система стандартизации кардинально менялась. В регламентах устанавливаются обязательные требования, а ГОСТы являются документами добровольного применения. Однако, некоторые стандарты имеют статус обязательных до вступления в силу соответствующего регламента. Кроме того, в некоторых ГОСТах описываются процедуры испытаний и т. д., без выполнения которых продукция не будет соответствовать регламенту. Допускается также изготовление продукции по международным стандартам.

В 2011 году разработано и принято 24 технических регламентов Таможенного союза.

В настоящее время продолжается формирование системы технического регулирования Единого экономического пространства, идет разработка технических регламентов Таможенного союза.

Параллельно совершенствуются подходы к вопросам формирования единого технического законодательства стран Таможенного союза.

Начат процесс формирования наднациональных органов, создана Коллегия Евразийской комиссии.

Готовится к подписанию Соглашение об устранении технических барьеров во взаимной торговле между государствами – членами Таможенного союза и государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Данный документ предусматривает возможность для стран, не входящих в Таможенный союз, присоединяться к техническим регламентам Таможенного союза, что будет способствовать дальнейшему развитию интеграционных процессов не только в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС, но и на пространстве СНГ.

В рамках Межгосударственного совета по стандартизации создан механизм ускоренного перевода обновленных национальных стандартов Белоруссии, Казахстана и России в разряд межгосударственных стандартов и отмены старых документов, сдерживающих развитие промышленности.

Одной из главных задач при формировании единого технического законодательства стран Таможенного союза должна стать его гармонизация с международными документами и подходами Европейского союза.

За последние 10 лет объемы государственного финансирования стандартизации увеличились почти в сто раз.

Однако в то же время растут объемы финансового участия в разработке и обновлении стандартов со стороны российских предприятий, объединений бизнеса. Лидерами здесь являются ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», Национальное объединение строителей, трубная промышленность.

По оценкам экспертов, сегодня ежегодное финансирование стандартизации со стороны российского бизнеса превышает 400 млн. рублей, что составляет примерно половину бюджетных ассигнований на эти цели.

Все это позволило выйти на серьезный уровень разработки и обновления национальных стандартов и их ускоренной гармонизацией с международными документами.

Сегодня можно с полным правом сказать, что в рамках РСПП создан эффективный механизм взаимодействия предпринимательского сообщества с государством.

Кроме того Комитет РСПП давно и эффективно сотрудничает с промышленностью Казахстана и Белоруссии, а также других стран СНГ в рамках Межгосударственного Совета. Сегодня эти наработанные механизмы можно мы успешно используем не только в работе над техническими регламентами Таможенного союза, но и для подготовки их доказательной базы – стандартов и сводов правил.

Вступление в ВТО – преждевременно

- Документы к вступлению в ВТО последние 5 лет готовились в большой спешке, причем не эксперты промышленности, а чиновники, главным было «скорее вступить». Комплекс мер по защите российских производителей не прорабатывался. В то же время оппоненты – ведущие страны ВТО, настойчиво и последовательно вели политику в интересах своих экономик.

- На сегодняшний день последствия вступления в ВТО невозможно просчитать, ведь только в начале февраля в Думу поступил перевод всех документов, которые были подписаны со стороны РФ. Условий вступления России в ВТО в открытом доступе нет. В «Российский союз промышленников и предпринимателей» прислали эти документы с грифом «Для служебного пользования».

- В обязательствах России по вступлению в ВТО сказано, что «должны быть максимально упрощены процедуры оценки соответствия». Т. е. для того, чтобы привезти на продажу обычную немецкую трубу из Ст20 в Россию нужно только два документа: сертификат производителя и справка Торгово-промышленной палаты, что это не является продукцией двойного назначения. А вот для того, чтобы такую же российскую трубу привезти в Германию, нужна декларация и к ней 6 сертификатов, выданных органами, аккредитованными в Европе. Такое же положение и с подшипниками Таким образом, условия конкуренции российской и европейской промышленности, мягко говоря, не равны.

- Серьезную озабоченность специалистов машиностроения вызывает положение о добровольном применении российских стандартов, подтвержденное в обязательствах, подписанных при вступлении в ВТО. А как обстоят с этим дела в ведущих промышленных странах-членах ВТО? В США имеется 10 тыс. обязательных к выполнению стандартов, 600 организаций разрабатывают стандарты, ежегодно комиссия при Конгрессе устанавливает статусы стандартов: обязательные или добровольного применения. В Китае действует 25 тыс стандартов, из них 3170 обязательные. Даже в странах Евросоюза, где действуют Директивы, аналоги наших регламентов, во всех странах имеются обязательные стандарты. Например, во Франции – более 300 обязательных стандартов, даже имеются обязательные стандарты в сфере ресторанного и гостиничного бизнеса, очевидно потому, что эти отрасли занимают важное место в экономике страны. В прошлом году ЕС выпустил новую Директиву «О безопасности строительства и строительных материалов», закон прямого действия, обязательный для всех стран ЕС, в Директиве записано 230 стандартов в области строительства, которые обеспечивают безопасность людей и сооружений.

- Вступление России в ВТО при нынешнем положении в стандартизации и сертификации еще больше развяжет руки недобросовестным поставщикам контрафакта.

- Еще недавно многие зарубежные компании искали возможности создать совместные предприятия с нашими заводами. После подписания документов о вступлении в ВТО все переговоры прекратились – заинтересованность у иностранцев пропала, т. к. одним из условий вступления в ВТО является отказ России от требования локализации производства, в частности, в автомобильной отрасли. ***

Комитет Госдумы по промышленности считает, что в настоящее время вступление России в ВТО преждевременно, и будет рекомендовать Думе и правительству РФ отложить ратификацию документов о вступлении в ВТО. Необходимо дать возможность и время для экспертной оценки этих документов всеми отраслями российской промышленности, и внесения поправок. Необходимо подготовить технические регламенты и систему сертификации, чтобы защитить нашу промышленность.

Ратификацию документов о вступлении в ВТО можно откладывать сколь угодно долго – такие примеры известны, когда государства десятилетиями не ратифицировали соглашение о вступлении.

О компании | Автокраны | Экскаваторы | Погрузчики | Спецтехника | Документация