автокраны•экскаваторы•погрузчики•трактора•спецтехника Отправить сообщение в ЗАО Дормаш
Новости > Итоги четырехлетнего проекта MAN и исследовательск…   mail@masheka.ru
Автокраны и
самоходные краны
О компании
Отправить сообщение
Поиск по сайту:
Автокраны и
самоходные краны
Ивановец (Автокран)
Галичанин (ГАКЗ)
Клинцы (КАЗ)
Челябинец (ЧМЗ)
Ульяновец (УМЗ №2)
Угличмаш
Юргинец
Газпром-Кран
Мотовилиха
Сокол
Ивэнергомаш
Елазовец (ЕлАЗ)
Краян
Машека (МТМ)
Экскаваторы
КЭЗ
ВЭКС
Уралвагозавод






02 ноября 2015 г.

Итоги четырехлетнего проекта MAN и исследовательского объединения UR:BAN

Фундаментальное исследование: взаимодействие водителя и автомобиля “Green Wave Assistant” (система помощи водителю «Зеленая волна»): спланированная стратегия движения помогает экономить топливо “Cognitive Assistance” (интеллектуальная система помощи): специальный панорамный обзор у городских автобусов

В октябре 2015 г. научно-исследовательское объединение UR:BAN продемонстрировало результаты четырехлетнего проекта в области систем управления городским автомобильным движением. Мероприятие прошло в выставочном комплексе Messe Düsseldorf, а некоторые разработки были представлены в реальном городском трафике. Специалисты, курирующие три проекта UR:BAN, представили около 50 демонстрационных машин. MAN – единственный производитель коммерческого транспорта, который показал два прототипа и кабину грузовика с возможностью доступа посетителей.

Исследование взаимодействия водителя и транспортного средства для MAN было разделено на три подпроекта: «Человеческий фактор и дорожное движение», «Сетевая транспортная система» и «Интеллектуальная система помощи». Карлхайнц Дёрнер (Karlheinz Dörner), руководитель департамента систем помощи водителю инженерно-исследовательского подразделения MAN Truck & Bus, объясняет: «Сложный комплексный характер движения в городе предъявляет жесткие требования к системам помощи водителю и автоматике. В проекте UR:BAN при помощи новых технологий мы проанализировали процессы городского движения и разработали цифровую кабину, особенностью которой стало интуитивное взаимодействие с водителем. Также в результате работы над проектом UR:BAN были созданы еще две системы: “Green Wave Assistant” для грузовиков и “Panorama View” для городских автобусов. Своим появлением они обязаны данным, полученным в ходе работы над проектом».

Человеческий фактор и дорожное движение

В подпроекте «Человеческий фактор и дорожное движение» специалисты MAN поставили перед собой цель улучшить взаимодействие водителя с коммерческим автомобилем (интерфейс «человек-автомобиль») за счет инновационных систем помощи водителю.

Легковые и грузовые автомобили уже имеют большое число электронных «помощников» для поддержки водителя. Преимущество использования этих систем для водителя и других участников дорожного движения состоит в том, что эти устройства никогда не теряют бдительности, не устают и потому способны предупредить водителя об опасности, а если ситуация будет ухудшаться дальше – то и оперативно отреагировать. В перспективе можно ожидать дальнейшего распространения подобных полезных функций. При этом важно, чтобы автоматика не сбивала с толку водителя многочисленными экранами и сигналами. Она должна быть предельно наглядной, понятной на интуитивном уровне. Поставив перед собой такую задачу, исследовательская группа MAN разработала концепцию визуального и пользовательского интерфейса, получившую название «Интеллектуальный круиз-контроль». Используя цифровые карты и информацию об объектах инфраструктуры, система способна собирать и обрабатывать данные, представляющие значимость при прохождении определенного маршрута, такие, как ограничение скорости и фазы светофора, изгибы дороги и повороты. Располагая такой информацией, автоматика может рассчитать наиболее эффективную с точки зрения расхода топлива стратегию движения и соответственно отрегулировать скорость. Система способна просчитывать действия вперед лучше, чем это мог бы сделать водитель, хотя она и не снимает с водителя обязанность контролировать транспортное средство. Например, система узнает о наличии знака «стоп» за поворотом еще до того, как его сможет увидеть водитель и тем самым позволяет раньше начать замедлять движение грузовика. В другом случае автомобиль может подъезжать к горящему красным светом светофору, не снижая скорости, потому что система знает, что светофор через несколько секунд переключится на зеленый свет.

Не располагая такой информацией, водители зачастую перерегулируют и неэффективно используют возможности автоматического регулирования скорости. Так перед разработчиками MAN встал основной вопрос: каким должен быть интерфейс, который поможет водителю получать именно ту информацию, которая ему необходима?

Чтобы определить, какие сведения нужны водителю, исследователи смоделировали описанные выше ситуации на автосимуляторах, и пригласили для проведения тестов профессиональных водителей грузовиков. В результате появился концепт комплексного дисплейного интерфейса, который MAN показал в демонстрационной кабине грузовика на выставочной площадке в Дюссельдорфе. В этом интерфейсе полностью упразднена аналоговая приборная панель.

«Мы получили возможность адаптировать дисплей к нуждам водителя. Водитель должен получать самую важную информацию в интуитивно доступной форме; все, что может отвлечь его от вождения, должно быть исключено. Мы стремимся сделать возможным плавное, эффективное и безопасное вождение в городской среде», – резюмирует Карлхайнц Дёрнер.

Описанный выше подпроект связан и с другими приоритетными направлениями работы MAN и UR:BAN – концепцией “Green Wave Assistant” и виртуальным панорамным обзором “Panorama View”. Интерфейс для взаимодействия водителя и коммерческого автомобиля имеет ключевое значение для всех трех подпроектов.

“Green Wave Assistant” (система помощи водителю «Зеленая волна»)

Концепция “Green Wave Assistant” разработана MAN в рамках подпроекта «Сетевая транспортная система». Она призвана оптимально использовать фазы зеленого сигнала светофоров для экономии топлива, снижения износа и уменьшения выбросов.

«Упреждающий стиль вождения подразумевает значительную экономию топлива, особенно в случае грузовиков и автобусов, ведь на разгон 40-тонной машины с места до 50 км/ч уходит немало энергии. Позволив автомобилю плавно катиться вместо постоянных режимов старт-стоп на светофорах, можно сэкономить немало топлива. Именно эту цель преследует концепция “Green Wave Assistant” при условии взаимодействия с подходящей транспортной инфраструктурой», – объясняет г-н Дёрнер. В основе системы лежит бортовой компьютер, который рассчитывает энергосберегающую стратегию движения на основе доступной информации о переключениях сигналов светофоров по маршруту. Чтобы получить график переключения светофоров, автомобиль использует мобильную связь для запроса информации с сервера. На основании полученных данных автоматика рассчитывает стратегию движения, которая при идеальном сценарии позволит транспортному средству следовать по маршруту, встречая на светофорах только зеленый сигнал. Система способна прогнозировать состояние нескольких светофоров на маршруте и планировать остановки в режиме энергосбережения в тех случаях, когда подъехать к светофору во время зеленой фазы невозможно. Компьютер также учитывает качество данных, используемых для прогнозирования.

Для решения подобных задач необходима подготовленная инфраструктура. Соответствующие вопросы были согласованы UR:BAN с администрациями модельных городов – Дюссельдорфа и Касселя. Тестовые рейсы в реальном городском трафике Дюссельдорфа используют именно такой тип серверной инфраструктуры.

В отличие от концепции “Green Wave Assistant”, предусматривающей только рекомендацию по идеальной скорости, разработчики MAN оснастили прототип грузовика системой активного регулирования скорости. Теперь водитель может доверить выбор оптимальной скорости бортовому компьютеру. Наряду с этим, грузовик также оснащен круиз-контролем с функцией поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля и предусматривающий в случае необходимости остановку на светофорах. При этом по соображениям безопасности автомобиль не начнет движения без команды водителя.

На заключительном мероприятии UR:BAN представлен прототип MAN с новейшей современной сетевой автоматизированной системой такого рода.

Панорамный обзор для коммерческих транспортных средств

Работа водителя городского автобуса связана с необходимостью учитывать особенности движения в условиях тесного города. Им нужно обеспечить посадку и высадку пассажиров на остановках, пропускать на переходах пешеходов и велосипедистов, маневрировать по узким улочкам со встречным движением и перестраиваться из полосы в полосу.

В рамках подпроекта «Интеллектуальная система помощи» компания MAN разработала адаптивную систему панорамного обзора, которая отвечает сложным запросам водителей автобусов в городской среде. Исследователи UR:BAN продемонстрировали прототип системы в рамках мероприятия в Дюссельдорфе. Система самостоятельно анализирует текущую дорожную обстановку и в автоматическом режиме на специальном мониторе демонстрирует водителю панораму с возможными вариантами, адаптированными под конкретную дорожную ситуацию. Для определения потенциальных трудностей и разработки изображений для монитора использовались, в том числе, результаты опросов водителей. Эти специальные изображения, классифицированные по разным типам дорожных ситуаций, в течение работы над проектом регулярно оценивались водителями автобусов.

«Камеры, связанные в единую систему, выстраивают перед водителем интуитивно понятную картину происходящего вокруг автобуса», – поясняет г-н Дёрнер.

Система самостоятельно распознает распространенные дорожные ситуации и выводит на монитор соответствующее изображение. В число таких ситуаций вошли подъезд к автобусной остановке, нахождение на остановке, отъезд от остановки, поворот направо, поворот налево. Используя сенсорный экран, водитель может вывести на экран изображение с разных камер, например, при движении в узких местах или задним ходом.

При разработке проекта были сформулированы основные требования к подобным системам, их выполнение позволит успешно применять новый подход в коммерческом автотранспорте. Для реализации подхода используется шесть камер: две камеры размещаются по бокам автобуса, еще две камеры устанавливаются спереди и сзади, они обеспечивают обзор по всей длине кузова и, в том числе, позволяют в хорошем качестве наблюдать процесс посадки и высадки пассажиров из передних и задних дверей. Затем изображения со всех камер соотносятся с конкретной ситуацией, которая и показывается водителю на мониторе.

Исследовательский проект UR:BAN

В общей сложности, проект UR:BAN объединяет совместные усилия 31 участника: компаний, вузов, исследовательских учреждений и муниципальных администраций. В основу сотрудничества легла разработка систем помощи водителям транспортных средств и управление дорожным движением в городе. Конечная цель – безопасная и эффективная организация трафика в урбанизированной среде. Общий бюджет проекта – 80 млн евро. 50% финансирования осуществляется из средств Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ (Bundesministerium für Wirtschaft und Energie – BMWi). Города являются основным объектом внимания транспортной политики ЕС, поскольку в них проживает 70% населения.

О компании | Автокраны | Экскаваторы | Погрузчики | Спецтехника | Документация