15 февраля 2011 г. Успешное испытание сверхдлинного автопоезда Volvo FH16 для перевозки лесаВот уже два года в северной части Швеции реализуется проект «Еще один штабель». Целью проекта является поиск способов рационализации перевозки леса. Важную роль в проекте играет 30-метровый автопоезд Volvo грузоподъемностью 66 тонн. Согласно последним результатам испытания, если такой тип автопоезда станет стандартным, расход топлива при перевозке леса удастся снизить на внушительные 20%.
Город Оверкаликс, расположенный на севере Швеции, покрыт толстым слоем снега. Мороз очень сильный. Санна Брэнхольм наблюдает за загрузкой самого длинного в Европе автопоезда, используемого для регулярных рейсов. Она пристально смотрит на огромные штабели леса.
«Управление таким автопоездом в первый раз было немного волнительным. Но этот рейс станет для меня уже двадцатым. Можно сказать, что я срослась с этим грузовиком», — говорит она, прежде чем взобраться в кабину Globetrotter и тронуться на этом автопоезде массой 90 тонн.
Этот грузовик эксплуатируется в рамках проекта «Еще один штабель», целью которого является поиск способов рационализации перевозки леса. Он реализуется различными компаниями, демонстрирующими интерес к шведской лесной промышленности. Координацией проекта занимается компания Volvo Trucks.
«Помимо всего прочего, мы снабдили проект всеми технологическими решениями, а также полностью разработали концепцию такого автопоезда. Прицеп представляет собой модульную систему, которая включает в себя тележку, промежуточное звено и полуприцеп и которую можно компоновать различными способами», — объясняет Лена Ларссон, менеджер проекта от компании Volvo Trucks.
Выехав на дорогу, Санна Брэнхольм машет рукой движущемуся навстречу лесовозу. На одометре ее грузовика значатся цифры 544286 км. Другими словами, Volvo FH16, оснащенный двигателем 660 л.с., проделал огромную работу. 1 января 2011 года исполнилось ровно два года эксплуатации этого грузовика в проекте. За это время он перевез более 100 тыс. тонн леса на маршруте от Оверкаликса до Мунксунда. Восемь человек управляли этим автомобилем, и все они остались довольны его ездовыми качествами.
«Кабина грузовика очень комфортабельна, а сам грузовик управляется, как и любой другой грузовой автомобиль, — отмечает Санна Брэнстром, готовясь преодолеть появившийся впереди подъем. — Крайне важно тщательно продумывать вождение, немного ускоряясь перед затяжными подъемами».
Ход проекта внимательно отслеживается в таких странах, как Финляндия, Австралия, Канада, США и Россия, где лесная промышленность играет важную роль.
Одним из участников проекта является Шведский институт исследования лесного хозяйства Skogforsk. 13 января специалисты института опубликовали отчет на основе промежуточных данных, полученных в ходе испытаний. В отчете говорится, что испытываемый грузовик обладает на 50% большей грузоподъемностью и расходует на 20% меньше топлива в расчете на перевезенную тонну леса, чем традиционный автопоезд длиной 24 метра, используемый для перевозки леса в Швеции. Он не только способствует снижению расходов на транспортировку, но и выбрасывает на 20% меньше диоксидов углерода в расчете на перевезенную тонну леса.
«Эти значения почти полностью соответствуют нашим расчетам, сделанным до начала проекта, что указывает на работоспособность наших расчетных инструментов. Разработанная концепция улучшает экологическую ситуацию и способна пойти на пользу как компаниям, работающим в лесной промышленности, так и обществу», — говорит г-жа Ларссон.
Она указывает на то, что компания Volvo Trucks продолжит дальнейшую разработку этой концепции, участвуя в других подобных проектах.
«Если наши предварительные расчеты будут подтверждены, а 30-метровые автопоезда станут обыденным явлением, количество грузовиков для перевозки леса сможет уменьшиться примерно на треть. Меньшее количество автомобилей на дорогах, в свою очередь, позволит снизить количество аварий», — объясняет она.
На начальной стадии реализации проекта «Еще один штабель» поднимался вопрос о том, что 30-метровый автопоезд может представлять собой опасность для дорожного движения, например, при обгоне.
«Само собой разумеется, что безопасность дорожного движения является нашей главной заботой. В ходе реализации проекта этому уделяется особое внимание», — продолжает г-жа Ларссон.
С целью оценки возможных проблем был проведен анализ примерно 700 обгонов автопоезда «Еще один штабель». В некоторых случаях сотрудники проекта записывали регистрационные номера обгоняющих автомобилей, после чего звонили их владельцам, чтобы узнать их впечатления при обгоне. Ни один из них не дал отрицательного комментария.
Ни Санна Брэнхольм, ни ее коллеги не видят опасности в длине автопоезда.
«На мой взгляд, водители автомобилей легко совершают обгоны. Но, как водителю автопоезда, мне приходится продумывать обгонные маневры. Автопоезд является более длинным и тяжелым, чем традиционный, поэтому для обгона мне требуется более длинный прямой отрезок дороги», — объясняет она.
В это время года за Северным полярным кругом дни являются короткими, а зимнее небо приобретает красноватый оттенок. В городе Мунксунд Санна Брэнхольм заезжает на своем автопоезде на огромные весы, чтобы взвесить его вместе с грузом. На этот раз общая масса достигает 89,05 т.
«Максимальная разрешенная масса составляет 90 т, поэтому мы все сделали правильно. Оптимальный груз», — говорит она, с восхищением глядя на ровные штабели сосновых бревен.
Технические характеристики автопоезда проекта «Еще один штабель»
Тягач Volvo FH16 (6x4) с двигателем мощностью 660 л.с.
Коробка передач: I-Shift
Грузоподъемность: 66 т
Полная разрешенная масса автопоезда: 90 т
Длина: 30 м
Ширина: 2,6 м
Высота: 4,5 м
Количество осей: 11
Количество колес: 26
Тормозной системой с электронным управлением (EBS) оснащаются как тягач, так и все прицепы. Она обеспечивает одновременное торможение всех колес, благодаря чему достигается эффективность применения тормозного усилия, а тормозной путь автопоезда проекта «Еще один штабель» не превышает тормозной путь традиционного 60-тонного автопоезда.
Кроме того, автопоезд оснащается весами, с помощью которых водитель следит за оптимальной полной массой и распределяет груз таким образом, чтобы не превысить максимально разрешенную массу и нагрузку на оси.
Информационная система Volvo Trucks под названием Dynafleet, основанная на Интернет-технологии, используется в этом проекте для контроля над автомобилем в режиме реального времени, регистрации расхода топлива, скорости движения, степени воздействия на окружающую среду, нагрузок на оси и стиля вождения различных водителей.
|