13 апреля 2011 г. Заседание Комитета Государственной Думы по транспорту по теме «Инновационные технологии в дорожном строительстве. Совершенствование нормативно-правовой базы»
7 апреля состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по транспорту по теме «Инновационные технологии в дорожном строительстве. Совершенствование нормативно-правовой базы». По мнению депутатов, для обеспечения качества и безопасности дорог при их проектировании и строительстве необходимо законодательно стимулировать использование инновационных материалов и технологий.
«В 2010 году объем финансирования, строительства и реконструкции федеральных дорог составил порядка 132 млрд., на 4% меньше, чем в 2009 году. В эксплуатацию было введено всего 365 км дорог. По прогнозам Росавтодора, в 2014 году объем новых дорог составит 563 км обычной четырехполосной трассы. К сожалению, с такими объемами говорить о том, что мы осуществляем прорыв в экономике, не приходится, -- отметил Председатель Комитета по транспорту Сергей Шишкарёв.
Дорожное покрытие в России служит всего лишь 2-3 года, что в 3-4 раза меньше чем в европейских странах. В 2010 году каждое пятое ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Из-за некачественных дорог, по данным МВД, ежегодно гибнет более пяти тысяч человек.
Мировой опыт показывает, что использование инновационных материалов повышает срок службы дорог, позволяет снизить стоимость их содержания и ремонта. Так, использование ПБВ (полимерно-битумное вяжущее) в Канаде позволило увеличить долю дорог, находящихся в хорошем состоянии, с 43% до 75%. В США за 20 лет расходы на эксплуатацию дорог, построенных с использованием ПБВ, снизились на 10-30%.
По словам вице-президента ООО «Сибур» Кирилла Шамалова, основные виды инновационных дорожных материалов: ПБВ и геосинтетика. «Модифицированный за счет добавления СБС-полимеров битум обладает большей эластичностью и прочностью. В результате срок службы дорожного покрытия повышается в 2–3 раза. Применение геосинтетических решеток повышает несущую способность дорожного полотна, при этом затраты по строительство такой дороги ниже», -- пояснил Кирилл Шамалов.
На заседании особо отмечалось, что сегодня не существует нормативных актов, обязывающих строителей и проектировщиков применять качественные материалы при строительстве дорог.
«Закон о государственных закупках не учитывает качество и инновационный характер конкурсных предложений и квалификацию исполнителей, у нас нет экономической заинтересованности во внедрении инноваций, уверен президент Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций «РОДОС» Олег Скворцов. -- Устарели не только стандарты и нормы, но и методы оценки эффективности технических решений».
«ГОСТовские технологии 70-х годов прошлого века должны уступить место новым, более совершенным, которые учитывают и климатические и топографические условия нашей страны. Все новые магистрали должны быть построены с применением инновационных технологий укладки дорожного покрытия, соответствующего международным стандартам», -- отметил Сергей Шишкарев.
По мнению участников заседания, применение в дорожном строительстве инновационных материалов и технологий станет возможным в случае изменения отраслевого законодательства. В первую очередь, за счет формирования механизмов обязательных долгосрочных гарантий качества дорог, повышения значимости критерия качества строительства и применяемых материалов при госзакупках и концессиях.
|