|
05 июня 2012 г. Общее собрание членов Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП)
В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) прошло Общее собрание членов Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). К событию были приурочены следующие мероприятия:
- брифинг по транспортной проблематике Президента АСМАП Е. С. Москвичёва;
- тематическая конференция по транспортной проблематике «Российский рынок МАП – состояние, проблемы, перспективы развития»;
- 20-я Международная ежегодная выставка «Автомобильная и прицепная техника для международных перевозок «АСМАП-2012». В ней традиционно приняли участие ведущие европейские и отечественные производители магистральных грузовиков, прицепной техники и сопутствующих материалов. В частности, на выставке были представлены автомобили марок Iveco, Scania, Volvo, Mercedes-Benz, Renault, DAF. Кроме того, участие в выставке приняли компании «Когель Трейлер Ру», «Ингосстрах», «Еврофинансконсалт», «Ламберет», «Роуминг» и другие (всего более 30 участников). Собрались представители более чем 2500 транспортных компаний. На церемонии открытия выставки присутствовал заместитель министра транспорта РФ Н. А. Асаул.
В рамках брифинга Президент АСМАП Е. С. Москвичёв ответил на самые острые вопросы о развитии международных автомобильных перевозок. В частности, обсуждались основные проблемы, с которыми сталкиваются перевозчики в автомобильных пунктах пропуска. В беседе с прессой Е. С. Москвичёв отметил, что неизменной проблемой по-прежнему остается время ожидания автотранспортных средств в пунктах пропуска. Если в сентябре 2008 г. в пункте пропуска Торфяновка на российско-финляндской границе в среднем оформлялось почти 1400 грузовых автотранспортных средств (что соответствовало его установленной пропускной способности), то по итогам мониторинга прохождения границы в сентябре 2011 г. – 860, что составляет всего 66 % от проектной пропускной способности. И, несмотря на то, что на данный момент принято немало решений, направленных на оптимизацию государственного контроля в пунктах пропуска и устранение излишних административных барьеров (введения принципа «одного окна», создание системы анализа и управления рисками, установка инспекционно-досмотровых комплексов, введение предварительного информирования таможенных органов), их реализация на практике приводит к обратному результату. Таможенные органы в пунктах пропуска настолько перегружены возложенными на них обязанностями, что просто перестают справляться со своей работой. Как можно работать в условиях, когда от таможенника требуется пропустить через рентген до четверти от количества проходящих за сутки автопоездов? В существующих условиях АСМАП просит исполнительную власть оценить экономические результаты действующих в пунктах пропуска технологий, когда ФТС России докладывает Правительству, что по итогам 2011 г. по результатам выявленных в пунктах пропуска нарушений сумма наложенных штрафов превысила 65 млн рублей, тогда как потери только транспортной отрасли от простоев в АПП составили 15 млрд рублей. Ассоциация пришла к однозначному выводу: достижение поставленной Президентом страны цели – сокращение времени прохождения границы в 7 раз – невозможно без качественного изменения системы таможенного администрирования в пунктах пропуска. Необходимо кардинально изменить идеологию проведения контрольных мероприятий в автомобильных пунктах пропуска и перенести все основные контрольные и досмотровые операции из пунктов пропуска в места доставки на внутренние терминалы. В пунктах пропуска должен обеспечиваться контроль за общественной безопасностью и сохранением здоровья населения (недопущения провоза контрабанды, оружия, наркотиков и т. п.), а не выполнение фискальной функции. Фактически в пунктах пропуска должна остаться система учета въезда/выезда транспортных средств и контроля за прибытием транспортного средства на внутренние терминалы. Именно так работают таможенные органы в Европе. Налоговая (фискальная) функция таможенных органов должна обеспечиваться на внутренних терминалах. Пора наконец понять, что время тотальных недоставок конца 90-х уже стало историей, риск недоставок грузов в таможню назначения в настоящее время сведен к минимуму. И нужна лишь политическая воля руководства ФТС России для реализации принципиально нового подхода организации контроля в АПП.
В беседе с представителями СМИ Президент АСМАП рассказал о том, на какие изменения могут рассчитывать перевозчики в связи с введением обязательного предварительного информирования таможенных органов. Он отметил, что ожидания АСМАП связаны прежде всего с ускорением прохождения границы, с сокращением времени простоев в пунктах пропуска.
Именно эти цели преследовала Федеральная таможенная служба, когда обосновывала необходимость введения этой процедуры, и только на этих условиях Ассоциация поддержала это предложение. Е. С. Москвичёв заострил внимание на том, что просто наличие предварительной информации у таможенника серьезных изменений на ситуацию с очередями в пунктах пропуска не повлияет. Только ее грамотное применение, а именно – предварительный анализ этой информации и принятие на ее основе предварительных решений о пропуске – до прибытия товаров и транспортных средств на пограничный переход – будет служить реальным инструментом сокращения времени оформления перевозки в пункте пропуска. АСМАП со своей стороны организует мониторинг. Наличие предварительной информации требует от таможенника совершения всех необходимых операций в пункте пропуска не более чем за 2 часа. Представители Ассоциации будут следить за выполнением этих сроков.
На вопрос о том, насколько готовы перевозчики к обязательному предварительному информированию, Президент АСМАП ответил, что все необходимые инструменты – программа МСАТ ТИР-ЕПД, программа ФТС «Портал ЭПС» – для передачи предварительной информации имеются. Перевозчики уже прошли обучение. Если перевозчик не хочет сам подавать эту информацию, он может воспользоваться услугами сертифицированных операторов или уполномочить от своего имени передавать информацию своим партнерам (экспедиторам/агентам). Конечно, на первых этапах возможно возникновение проблем в пунктах пропуска (кто-то не знал, не успел, забыл). В филиалах и представительствах АСМАП работают сотрудники, которые готовы оказать помощь и содействие перевозчикам. Да и таможня в эти дни примет все возможные меры, чтобы ее идеи не были дискредитированы новой волной очередей в пунктах пропуска.
На брифинге прозвучал вопрос о том, как АСМАП пытается повлиять на изменение действующего таможенного законодательства, чтобы облегчить жизнь международным автомобильным перевозчикам. Е. С. Москвичёв ответил, что работа с таможенным законодательством является одним из важнейших приоритетов в деятельности Ассоциации. Специалисты АСМАП на постоянной основе работают над подготовкой замечаний и предложений по таможенному законодательству. Большинство из них направлены на упрощение таможенного оформления и на ускорение таможенных операций в пунктах пропуска, в пути следования, в местах завершения таможенных процедур. Специалисты Ассоциации работают на различных площадках, где можно реализовать инициативы АСМАП, например, в экспертной группе по подготовке предложений в Таможенный кодекс Таможенного союза от Российской Федерации, в рабочей группе по совершенствованию таможенного администрирования Агентства стратегических инициатив, в Общественно-консультативном совете по таможенной политике при ФТС России. К сожалению, от инициативы до ее реализации в условиях структуры таможенного законодательства Таможенного союза проходит много времени. Так, еще в марте прошлого года АСМАП инициировала вопрос упрощения процедуры таможенного оформления в пунктах пропуска порожних транспортных средств, следующих на загрузку за границу. И только сейчас этот вопрос согласован и вынесен на рассмотрение экспертов Евразийской экономической комиссии. Президент АСМАП выразил надежду, что через пару месяцев соответствующее решение Комиссии будет принято.
В рамках брифинга Е. С. Москвичёв рассказал об отношении АСМАП к деятельности коммерческих структур в международных автомобильных пунктах пропуска. Он отметил, что позиция Ассоциации к этому вопросу всегда была и остается отрицательной. Для АСМАП этот вопрос принципиальный. Еще в 2006 г. В. В. Путиным было сказано о недопустимости сращивания интересов коммерческих структур и государственных чиновников в пунктах пропуска. В 2008 г. Правительством Российской Федерации было принято решение, не предусматривающее такой вид деятельности, как оказание платных околотаможенных услуг, в пунктах пропуска. Логическим завершением этих последовательных шагов должен стать вывод коммерческих структур из пунктов пропуска. Несмотря на встречаемое на этом пути сопротивление, АСМАП будет настаивать на исполнении в кратчайшие сроки принятых решений по данному вопросу. Тем более что практика говорит об отсутствии необходимости оказания таких услуг в пунктах пропуска. В настоящее время имеются все правовые и технологические инструменты для того, чтобы перевозчик сам взаимодействовал с таможенными органами на границе, не прибегая к платным услугам посредников. Перевозчики готовы пользоваться для этого современными информационными технологиями.
Не менее важным вопросом, обсуждаемым в рамках брифинга, стало повышение уровня профессиональных знаний международных автомобильных перевозчиков. Е. С. Москвичёв подчеркнул, что повышение профессиональной компетентности специалистов международных автомобильных перевозчиков, их дополнительное обучение – важный вопрос, который постоянно находится в поле зрения АСМАП. Это одно из непременных условий, требований и компонентов эффективного и безопасного выполнения международной перевозки.
Для этого Ассоциацией создана сеть специализированных учебно-консультационных центров на территории Российской Федерации. В них проходят обязательное обучение специалисты предприятий, ответственные за организацию международных автомобильных перевозок по программам обучения, разработанным головным учебно-консультационным центром АСМАП совместно со специалистами Ассоциации на основе Единых требований к дополнительному обучению на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств-участников СНГ, утвержденных решением Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 г. Это решение – новый шаг в реализации межправительственного Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств – участников СНГ от 24 ноября 2006 г.
Одновременно указанными требованиями была предусмотрена необходимость разработки и реализации программ обучения и водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении. В плане их реализации в системе учебно-консультационных центров по инициативе АСМАП разработаны соответствующие программы и уже второй год осуществляется проект по дополнительному обучению водителей предприятий – членов АСМАП за счет средств Ассоциации. В текущем году на эти цели выделено 5 млн рублей и планируется обучить более 800 водителей предприятий – членов АСМАП.
На федеральном уровне Ассоциацией была обозначена необходимость решения этого вопроса на государственном уровне – в части установления порядка обязательной профессиональной подготовки водителей международных автомобильных перевозчиков с внесением соответствующих изменений в действующие федеральные законодательные акты и готовящиеся проекты федеральных законов.
В ходе брифинга Е. С. Москвичёв оценил состояние транспортного контроля на внешней границе Союзного государства. В связи с переносом в апреле прошлого года транспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства, защита российского национального рынка международных автоперевозок серьезно пострадала из-за неудовлетворительного выполнения функций транспортного контроля органами Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Имеют место многочисленные нарушения российской разрешительной системы иностранными перевозчиками. Выявлены носящие массовый характер случаи въезда на территорию Таможенного союза транспортных средств, выполняющих перевозки в Российскую Федерацию без российских разрешений, по разрешениям, не соответствующим виду выполняемой перевозки, а также по повторно используемым разрешениям.
Это подтверждает мониторинг соблюдения иностранными перевозчиками требований российской разрешительной системы, проведенный в феврале 2012 г. Ространснадзором совместно с членами АСМАП на СВХ, расположенных в Смоленской, Брянской и Московской областях. По его итогам можно сделать вывод, что практически каждое четвертое иностранное грузовое транспортное средство пребывало в Россию по разрешениям, не соответствующим виду выполняемой перевозки, или ранее уже используемым.
В целом упущенная выгода российских международных перевозчиков от потери контрактов на перевозку в результате недобросовестной конкуренции со стороны иностранных транспортных компаний в 2011 году оценивается в сумму, превышающую 110 млн евро.
2-3 апреля 2012 г. в г. Москве состоялись переговоры между делегациями Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, на которых российская сторона в очередной раз передала белорусской стороне Требования по контролю на внешней границе Таможенного союза за соблюдением иностранными перевозчиками порядка использования российских разрешений на проезд грузовых транспортных средств по территории Российской Федерации.
Этот вопрос находится под постоянным контролем, и АСМАП будет добиваться, чтобы белорусские компетентные органы контролировали иностранных перевозчиков в строгом соответствии с переданными Требованиями в интересах Российской Федерации.
В ходе брифинга было уделено внимание новому Федеральному закону от 02.04.2012 № 31-ФЗ, который существенно увеличивает штрафы к иностранным перевозчикам – нарушителям.
Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 11 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» вступил в силу 4 мая 2012 г.
Указанным Федеральным законом усилена ответственность за осуществление международных автомобильных перевозок без соответствующих разрешений, а также предусмотрена возможность задержания транспортного средства до устранения причины нарушения. Мы считаем принятие данного закона очень своевременным, поскольку количество нарушений российского транспортного законодательства иностранными перевозчиками резко увеличилось (особенно в последнее время).
Поскольку речь идет только об усилении санкций, применение закона не приведет к увеличению материальных издержек со стороны добропорядочных перевозчиков или каким-либо затруднениям в осуществлении ими перевозок. Более того, уровень штрафных санкций, установленный указанным Федеральным законом, сопоставим с размером штрафных санкций, применяемых в аналогичных случаях к перевозчикам в других странах. Например, по имеющимся информации, в Италии за неправильное оформление перевозчиком бланка разрешения с нарушителя взимается штраф в размере порядка 5000 евро. В Бельгии размер санкций за отсутствие или неправильное оформление бланка разрешения может составлять до 10000 евро, причем эта сумма удваивается при повторном нарушении. В Португалии размер штрафа достигает 15000 евро, а в Чехии он составляет от 15000 до 23400 евро. Практика задержания транспортных средств до момента устранения нарушения и уплаты штрафов также широко применяется в европейских странах.
Таким образом, принятие указанного закона позволит привести уровень штрафных санкций за нарушения порядка выполнения международных автомобильных перевозок в России в соответствие с размером санкций за аналогичные нарушения, действующих в государствах Евросоюза.
В рамках конференции «Российский рынок МАП – состояние, проблемы, перспективы развития» выступили президент АСМАП Е. С. Москвичев, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Л. М. Липсиц, руководитель группы Департамента организации перевозок АСМАП А. Б. Пинсон, заместитель руководителя ДОП АСМАП А. А. Воронин, заместитель руководителя Ространснадзора А. В. Жуков, заместитель начальника Главного управления ФТС России Л. П. Коршунова, начальник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК А. И. Нистюк, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С. В. Разгулин, заведующий кафедрой «Транспортной телематики» Московского автомобильно-дорожного института В. М. Власов, начальник управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства И. Г. Астахов, заместитель руководителя ДОП АСМАП И. В. Мордашова, заместитель Директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России А. Ю. Шерстнев.
Материалы тематической конференции «Российский рынок МАП – состояние, проблемы, перспективы развития» будут опубликованы на страницах журнала «Международные автомобильные перевозки», а также на сайте журнала: www.map.asmap.ru.
|