|
09 января 2013 г. Возможна ли отмена утилизационного сбора для стран СНГ?В конце декабря Украина и Узбекистан выступили с запросом о снижении для их производителей утилизационного сбора, который взимается с юридических и с физических лиц, ввозящих в Россию иномарки. Сбор введен в России с 1 сентября 2012 и распространяется как на новые, так и на подержанные автомобили всех категорий: легковые, коммерческие, грузовые.
О том, как введение утилизационного сбора повлияло на импорт и стоимость транспортных средств, прокомментировал директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский.
- Вокруг внедрения утилизационного сбора разгорелось множество споров. Большинство уверено, что сбор направлен на компенсацию уменьшения таможенных пошлин и на поддержание российского автопрома. Так ли это?
Введение утилизационного сбора при ввозе транспортных средств обусловлено, прежде всего, стремлением Правительства улучшить экологическую обстановку в стране и повысить безопасность движения. Со вступлением России в ВТО снизились таможенные пошлины на ввоз иностранных автомобилей, в связи с чем ожидался возможный наплыв поддержанных иномарок, которые представляли ли бы угрозу окружающей среде и повышали бы риск аварийных ситуаций на дорогах.
Косвенно данная мера выполняет поддержку отечественного производителя.
- Куда будут направлены средства утилизационного сбора?
Средства планируют направлять в специальный фонд, из которого они должны будут перераспределяться организациям, осуществляющим утилизацию отслуживших свой срок машин.
В настоящее время в России формируется новая отрасль – утилизационная. По данным экспертов, минимальная инфраструктура уже создана в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах. Сейчас действует девять предприятий, способных полностью утилизовать автомобиль (применяется такое понятие – «шредеровать автомобиль»). Однако мощностей по переработке стекла и пластика пока еще практически нет.
В настоящее время активно создаются и пункты приема машин для утилизации. Так АВТОВАЗ имеет 266 пунктов приема машин для утилизации, созданных на базе дилеров Lada. Затраты на поддержание функционирования пунктов берет на себя АВТОВАЗ, а также другие предприятия, выпускающие автомобили Lada и машины на их базе (Ижевский автозавод, «Чеченавто», «Супер-Авто», «ВИС-Авто», «Бронто» и «Джи Эм-АВТОВАЗ»).
Ford Sollers имеет 200 точек приема на базе дилеров и партнеров, имеющих лицензию на утилизацию, Renault располагает 120 пунктами на базе дилеров Renault, Nissan и АВТОВАЗа, КАМАЗ — 115 пунктами на базе дилеров, сервисно-технических центров и привлеченных организаций, ГАЗ — около 100 пунктов преимущественно на базе дилеров, Toyota — 86 пунктами, так же преимущественно на мощностях дилеров, Volkswagen 90 пунктами приема, созданными на базе партнерских организаций.
В Европе практика утилизации автомобилей действует уже несколько лет. Так, например, в Великобритании работают около 2,5 тыс. разборочных площадок и 37 перерабатывающих заводов, которые ежегодно утилизируют около 2 млн. автомобилей, в Германии перерабатываются в год около 3,5 млн. старых автомобилей на 47 шредерных заводах и 16 разборочных предприятиях, в США в год перерабатываются около 12 млн. машин.
- Каким образом Правительство будет стимулировать собственников передавать устаревшие автомобили в утилизацию?
Я не могу прогнозировать, какие действия будут предприниматься Правительством в этом вопросе, но стоит отметить, что в настоящее время Минпромторг прорабатывает мотивационную схему, предлагающую корректировку ставки транспортного налога и ОСАГО в зависимости от экологического класса и возраста автомобиля, а также ограничение срока эксплуатации транспорта.
- Повлияло ли введение утилизационного сбора на объем импортируемых машин?
По данным Федеральной таможенной службы, в сентябре 2012 года объем ввозимых в Россию легковых и грузовых машин снизился. Ввоз автомобилей ZAZ и «Богдан» с Украины упал на 67%, импорт из Узбекистана (в основном Daewoo) снизился на 93% до 297 машин. Наряду с этим в сентябре снизились продажи Daewoo на 17% до 7 тыс. машин, продажи ZAZ на 61% до 651 штук. Несущественно снизился импорт легковых машин из Кореи, Японии и Германии.
Что касается грузовых автомобилей, то их ввоз из Южной Кореи упал на 97%, из Китая – на 89%, из Таиланда практически в 3,5 раза, из Германии более чем в 3 раза, до 336 грузовиков, из Италии почти в 5 раз, до 226 машин, из Франции почти втрое, до 162 автомобилей, из Испании вдвое, до 256 машин, из Швеции в 4,5 раза, до 20 машин.
Однако снижение объемов ввозимых автомашин в сентябре было связано в основном с большим объемом импорта машин в июле-августе. Несколько компаний даже успели оперативно воспользоваться десятью днями после присоединения к ВТО, когда пошлины снизились, а утилизационный сбор еще не был введен.
Европейские поставщики больший объем автомобилей ввозили в июле, так как ожидали введения утилизационного сбора с 1 августа. Например, MAN импортировал в июле 1,4 тыс. машин, а в августе 667 штук, Scania – 602 машины, 154 штук соответственно, Volvo – 508 машин и 431 автомобиля соответственно. Поставки китайских грузовиков, напротив, выросли в августе. Импорт грузовиков из Китая в августе вырос на 73%, до 3,7 тыс. машин, из Кореи – на 38%, до 3 тыс., из Италии – почти вдвое, до 2,5 тыс. машин, из Германии – на 36%, до 1,5 тыс., из Испании – на 61%, до 1 тыс. Сейчас на рынке отмечается затишье, так как распродаются запасы, сделанные в июле-августе. Эксперты считают, что в дальнейшем снизится импорт в основном на поддержанные машины из Китая.
- Вызовет ли утилизационный сбор увеличение стоимости автомобилей?
Утилизационный сбор может повлечь увеличение стоимости легковых машин, по разным оценкам, на 1,5-3%, причем данный рост будет плавным, так как дилеры и импортеры пока располагают автомобилями, ввезенными до введения утилизационного сбора. Однако ряд экспертов прогнозируют рост цен на некоторые автомобили на 20-40%.
Пресс-служба Государственной транспортной лизинговой компании
|