|
07 февраля 2013 г. Лизинг или аренда: что выгоднее клиенту? (на примере дорожно-строительной техники)Несмотря на то, что в последнее время в Российской Федерации был введен в эксплуатацию существенный объем автомобильных дорог, потребности экономики в автротрассах до конца не удовлетворены. Кроме того, степень нагрузки на дорожное покрытие растет, а это делает необходимым использование современной техники и материалов, чтобы увеличить срок эксплуатации дорог и повысить их качество. В настоящий момент средний уровень износа дорожно-строительной техники (ДСТ) в России составляет около 70%, а нормативная потребность дорожно-строительных компаний в спецмашинах удовлетворена на 74%. После кризиса 2008 года государство начало активно увеличивать финансирование дорожного хозяйства: докризисный объем инвестиций был превзойден уже в 2010 году, когда расходы консолидированного бюджета РФ на строительство и ремонт дорог составили 645 млрд. руб. против 640,4 млрд. руб. в 2008 году. В 2011 году этот показатель возрос до 714,6 млрд. руб. В этом году в стране была восстановлена система дорожных фондов. Благодаря этому решению Росавтодор рассчитывает к 2018 году привести все дороги страны к нормативному состоянию. А это огромные объемы ремонта и строительства, которые не потянуть без новой техники. Если на строительство дорог в области будет приходиться 6-10 млрд рублей, то примерно 10% этой суммы предприятия будут расходовать на переоснащение технического парка, так как в противном случае они просто не выполнят заказы. Есть еще ряд важных инициатив, которые должны способствовать модернизации транспортных парков дорожников. Во-первых, контракты жизненного цикла. В конце осени они начнут заключаться на платные участки дорог. Срок контрактов жизненного цикла должен составить от 6 до 17 лет. Во-вторых, власти обещают увеличить продолжительность контрактов на обслуживание федеральных трасс с 3 лет до 6. Естественно, что подобные меры должны придать подрядчикам уверенности в завтрашнем дне, дать возможность вкладываться в покупку современной техники.
Тем не менее, единоразовое обновление парка не под силу большинству компаний. Только часть из них может позволить себе выводить такие большие объемы средств из оборота, либо брать кредит в банке, ограничивая размер своих текущих и будущих кредитных линий. Оптимальным вариантом остается аренда и лизинг.
От аренды до аутсорсинга
Российский рынок аренды дорожно-строительной техники является относительно новым: большинство компаний, представленных сейчас на рынке, были основаны незадолго перед кризисом 2008 года и к настоящему моменту еще не успели создать разветвленную филиальную сеть. Оценка объема рынка аренды техники затруднена в связи с преобладанием на нем арендных сделок, осуществляемых несистемными операторами – владельцами дорожно-строительной техники. На долю таких сделок может приходиться 50% и более всего объема арендных операций. Некоторая доля арендных операций совершается и по бартеру.
Услуги аренды оказывают и некоторые крупные поставщики техники. Так, для компании «Инстройтехком-Центр» (крупнейший в СНГ дистрибьютор Komatsu) предоставление услуг аренды техники является самостоятельным направлением бизнеса. Вместе с этим услуга аренды позволяет повысить уровень клиентского сервиса компании в целом. Клиент может до покупки взять технику в аренду и оценить на практике ее эксплуатационные качества, если он не использовал технику Komatsu ранее. Также, если клиент заказал поставку техники, которую надо ждать, «Инстройтехком-Центр» имеет возможность предоставить ему временно другую, «подменную» технику в рамках аренды.
Как правило, аренда спецтехники на длительные сроки обходится очень дорого. Как и лизинговые платежи, арендные платежи относятся на себестоимость и тем самым снижают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Однако при лизинге предприятие имеет возможность применить коэффициент ускоренной амортизации до 3-х, что позволяет получить экономию гораздо быстрее и, таким образом, выиграть не только от самой экономии, но и на временной стоимости денег.
Налог на имущество при аренде платит арендодатель, так как имущество числится на его балансе.
Компания может арендовать дорожно-строительное оборудование вместе с экипажем. Для арендодателя этот вариант является менее рискованным. Во-первых, скорее всего, экипаж арендной компании будет лучше эксплуатировать технику, чем экипаж клиента. Во-вторых, операторы арендной компании смогут следить за надлежащим использованием машин и его длительностью. Таким образом, иногда аренда спецтехники по сути представляет собой аутсорсинг функции управления парком машин. Для ряда компаний, к основной деятельности которых не относится строительство дорог, аутсорсинг необходим, поскольку он позволяет сэкономить время и средства, а также повысить качество работы.
В последнее время многие арендные компании стали предлагать целый спектр новых возможностей, таких как постпродажное обслуживание, сервисные услуги и техническое консультирование. Также при желании арендодатель теперь может осуществлять техническое обслуживание и обеспечение исправности техники самостоятельно. Также вводятся новые услуги, такие как «холодная» аренда – когда техника поставляется без залога, оператора и горюче-смазочных материалов, но при этом ремонт и плановое техническое обслуживание оплачивает арендодатель. Продолжительность рабочей смены в данном случае, как правило, не оговаривается, равно как и длительность аренды. Обычно «холодная» аренда предполагает большие сроки договора, а также может оставлять за арендатором право выкупа арендованной техники.
Что касается продолжительности рабочей смены и продолжительности аренды, то эти вопросы часто вызывают правовые споры между арендатором и арендодателем. Вообще в сфере аренды в российском законодательстве есть множество пробелов, поэтому необходимо подходить к составлению договора с особенной тщательностью. Еще один спорный вопрос – субаренда. По законодательству, арендатор может сдавать арендованную технику в субаренду, если в договоре не предписано обратное. А на практике возникают конфликты. Потребность в субаренде часто возникает при непредвиденном простое техники.
На длительных сроках лизинг выгоднее аренды
Российский рынок лизинга гораздо более развит, чем рынок аренды. Несмотря на это, для отрасли до сих пор характерен быстрый рост: в первом полугодии 2012 года совокупный портфель российских лизинговых компаний увеличился на 31%, до 2,1 трлн. руб.
Ключевое преимущество лизинга – при сопоставимых с арендой месячных платежах, при лизинге после истечения договора право собственности на объект переходит к лизингополучателю.
Согласно закону «О финансовой аренде (лизинге)», предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Сторона, на балансе которой находится объект, осуществляет амортизационные отчисления с коэффициентом до трех. Это уменьшает налог на имущество по предмету лизинга до трех раз, обеспечивает экономию по налогу на прибыль.
Лизингополучатель имеет право относить лизинговые платежи к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, что уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму лизинговых платежей. Кроме того, в ряде регионов Российской Федерации лизингополучатели имеют право пользоваться некоторыми локальными налоговыми льготами.
Лизинговые компании обычно достаточно гибко подходят к составлению графика платежей, учитывая влияния фактора сезонности на расходы и доходы предприятия. Также многие лизингодатели готовы снижать сумму аванса. Иногда случается так, что в процессе реализации лизинговой схемы лизингополучатель принимает решение продать технику. Многие лизинговые компании в таком случае позволяют расплачиваться досрочно и без штрафов. Таким образом, предприятие получает те же преимущества, что и при аренде, но в дополнение к ним – все преимущества лизинга.
Наконец, если лизингополучатель вовремя осуществляет свои платежи, его лизинговая сделка становится такой же кредитной историей, как и при банковском кредитовании.
По сути, лизинг превращает капитальные затраты в операционные расходы. Кроме того, платежи производятся уже после запуска объекта в эксплуатацию. А это означает, что лизингополучатель может осуществлять выплаты из тех средств, которые поступают ему по договору от его заказчика.
Еще один аргумент в пользу лизинга состоит в том, что для участия в крупных тендерах компании зачастую должны предъявлять потенциальному заказчику парк собственной, а не арендованной техники.
Существует такая разновидность лизинга как возвратный лизинг: владелец имущества продает объект лизинговой компании и одновременно получает его в лизинг (сама техника при этом эксплуатируется в том же режиме что и прежде, никаких физических перемещений с ней не происходит). Такая сделка может использоваться для пополнения оборотных средств: предприятие по-прежнему эксплуатирует свою спецтехнику, однако за счет передачи ее в собственность лизинговой компании предприятие получает и свободные оборотные средства, и возможность дальше эксплуатировать технику в прежнем режиме.
Что дороже: аренда или лизинг?
Средняя стоимость аренды экскаватора HITACHI ZX330, без топлива и оператора, составляет 13,678 руб. за смену. То есть, без скидок за год аренда обойдется в 4,992 млн. руб. Для сравнения, за эти деньги можно приобрести бывший в употреблении экскаватор HITACHI ZX330 2006 года выпуска. Помимо этого, в случае аренды возможны надбавки за работу, обусловленные превышением километража пробега техники (35-40 руб. за километр превышения), либо повышенным износом машины (20-30%). Также при использовании дополнительного навесного оборудования стоимость аренды техники увеличивается на 10-30%. Есть, конечно, и скидки: чем длительнее срок аренды, тем выше вероятность снижения стоимости услуги.
Если клиент предпочитает аренду, он будет платить в месяц около 410 тыс. руб. без использования дополнительного оборудования и без превышения километража. Допустим, арендная компания предоставляет арендатору скидку в размере 10% за длительное пользование ее услугами. Тогда ежемесячная арендная плата составляет 369 тыс. руб.
Новый экскаватор HITACHI ZX330 стоит около 8,4 млн. руб. Пусть срок лизинга составит 5 лет или 60 месяцев. По программе лизинга ГТЛК для дорожной и коммунальной техники «Стандарт» при авансе 25% и равномерных ежемесячных платежах удорожание в год составит 6,94%, если выбран вариант программы с учетом налога на имущество и расходов на КАСКО. В этом случае в течение всех 5 лет лизингополучатель заплатит 11,315 млн. руб., включая НДС. Ежемесячная плата составит 153,6 тыс. руб.
Если выбран вариант программы с учетом расходов на КАСКО и НДС, но без учета налога на имущество, при авансе 25% и равномерных ежемесячных платежах удорожание в год составит 5,75%. Тогда за все 5 лет лизингополучатель заплатит 10,815 млн. руб., включая НДС. Ежемесячная плата будет равна 145,3 тыс. руб.
Базовая ставка налога на прибыль в 2012 году составляет 20%. За счет вычета лизинговых платежей из налогооблагаемой базы лизингополучатель экономит на налоге на прибыль 30,72 тыс. руб. в месяц по программе с учетом налога на имущество (в этом случае предмет лизинга находится на балансе лизингодателя, и клиент налог на имущество не уплачивает) и 29,06 тыс. руб. – по программе без учета налога на имущество. Во втором случае имущество находится на балансе лизингополучателя, которому придется уплатить налог самостоятельно. Арендатор сэкономит 73,8 тыс. руб. в месяц.
Рассчитаем амортизационные отчисления. Экскаватор относится к четвертой амортизационной группе, где срок полезного использования составляет 5-7 лет. Выберем среднее значение – 6 лет. При использовании повышающего коэффициента амортизации, равного трем, ежемесячная норма амортизации составит 5% или 420 тыс. руб. (для линейного метода начисления амортизации), а налог на имущество будет выплачен втрое быстрее.
Среднегодовая стоимость имущества за первый год в таком случае равна 5,880 млн. руб., а налог на имущество для Москвы в первый год составит 129,36 тыс. руб. В течение второго года имущество будет списано, и далее налог будет уплачиваться лишь с остаточной стоимости техники, которая обычно невелика. Если предмет лизинга находится на балансе лизингодателя, налог на имущество в отношении данного объекта уплачивает лизингодатель, и он же начисляет амортизацию, а если на балансе лизингополучателя, то лизингополучатель.
Сравнение ежемесячных расходов по лизингу для первого года платежей и по аренде приводится на Рисунке 1. И с учетом налоговых льгот, и без их учета, аренда обходится гораздо дороже, чем лизинг. В последующие годы итоговые расходы по лизинговой программе, в которой не учитывается налог на имущество (Лизинг 2), будут даже ниже, чем по программе, где этот налог учитывается, так как за счет ускоренной амортизации объект будет списан уже на второй год эксплуатации, и размер налога на имущество резко упадет.
Если представить себе ситуацию, когда клиент арендует экскаватор на год, его переплата будет почти равна стоимости бывшего в употреблении экскаватора, в то время как в случае лизинга она не составит и четверти его стоимости.
За все 5 лет лизингополучатель вернет стоимость нового экскаватора и отдаст лизингодателю еще около 2,5-3 млн. руб. или около половины стоимости подержанного экскаватора в качестве удорожания. Если бы клиент пользовался арендой в течение этих 5 лет – то он «отдал» бы арендодателю полную стоимость около 4,5 подержанных экскаваторов и при этом не получил бы право собственности ни на один из них. Если учесть экономию на налогах, то разница в стоимости аренды и лизинга окажется еще более существенной.
Единственной преградой использования лизинга для предприятия может стать размер аванса, который необходимо внести в начале лизинговой сделки. ГТЛК идет навстречу клиентам в этом вопросе, предлагая возможности значительного снижения авансового платежа.
С точки зрения сбора документов, взять технику в аренду немного проще, чем купить ее в лизинг. Чтобы оформить технику в лизинг, потребуются: бухгалтерская отчетность, в случае наличия – аудиторское заключение, информация о забалансовых обязательствах, информация о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях, список основных контрагентов и другие финансовые документы. Если лизингополучатель входит в группу компаний, он обязан предоставить схему владения и схему товарно-денежных потоков между участниками группы. Также существуют дополнительные списки документов, которые компания может запросить у своих потенциальных клиентов, в зависимости от их отраслевой принадлежности. У компаний, которые занимаются строительством дорог, могут попросить информацию о текущем портфеле контрактов, а также перечень реализованных за последние 2 года проектов с указанием их сути и стоимости.
Но и арендные компании запрашивают существенный пакет документов, поскольку они также должны прояснить для себя надежность и добросовестность клиента.
Таким образом, в случае, когда клиенту необходима техника лишь на пару месяцев или даже на несколько недель, целесообразнее ее арендовать: клиент «переплачивает» арендодателю много, но эти расходы все же меньше затрат времени и средств сначала на покупку оборудования, а потом на его продажу после короткого срока эксплуатации. Минимальный срок аренды обычно составляет одну смену (8 часов или 7 часов работы плюс час доставки), но иногда арендодатель просит арендовать технику на более длительное время – например, от недели. Бывает, что арендная компания согласна и на почасовую аренду.
Для сравнения, минимальный срок лизинга обычно составляет не менее года. Если компании требуется дорожно-строительная техника на год и более, выгоднее приобретать ее в лизинг, чем брать в аренду. Во-первых, это значительно дешевле. Во-вторых, по истечению договора лизинга компания получит имущество в свою собственность, в то время как по истечению договора аренды имуществом останется в собственности арендодателя.
|