автокраны•экскаваторы•погрузчики•трактора•спецтехника Отправить сообщение в ЗАО Дормаш
Новости > Строители Владимирского тракторного…   mail@masheka.ru
Автокраны и
самоходные краны
О компании
Отправить сообщение
Поиск по сайту:
Автокраны и
самоходные краны
Ивановец (Автокран)
Галичанин (ГАКЗ)
Клинцы (КАЗ)
Челябинец (ЧМЗ)
Ульяновец (УМЗ №2)
Угличмаш
Юргинец
Газпром-Кран
Мотовилиха
Сокол
Ивэнергомаш
Елазовец (ЕлАЗ)
Краян
Машека (МТМ)
Экскаваторы
КЭЗ
ВЭКС
Уралвагозавод






15 апреля 2013 г.

Строители Владимирского тракторного

После поражения немцев под Сталинградом в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 28 февраля 1943 года началось строительство Владимирского тракторного завода на северной окраине города за старой Юрьевской заставой. Уже в конце марта 5-е стройуправление Наркомстроя под руководством Сергея Петровича Лимонова приступило к строительству завода.

Оно явилось, по словам секретаря горкома партии Мирского, "большим событием в жизни города, изменившим его лицо".

Под открытым небом Кроме заводских корпусов во Владимире стал расти Тракторный поселок, первоначально застроенный бараками, казармами и общежитиями.

ВТЗ должен был выпускать тракторы "Универсал", которые ранее делал ленинградский "Кировский завод". В марте 1944 года из Ленинграда, только что разорвавшего блокаду, прибыли первые детали. Первые пять тракторов ВТЗ были собраны под открытым небом уже к середине 1944-го. И хотя официально днем рождения Владимирского тракторного завода считается 24 апреля 1945 года – дата ввода в строй его первой очереди, – мы считаем, что 70-летие начала строительства славного владимирского предприятия – тоже достойная веха.

Строительство велось в условиях тотального дефицита. Заводчане сами добывали топливо на Панфиловском торфопредприятии, делали мебель для отделов. Не хватало механизмов, строительных материалов. Но прежде всего – квалифицированной рабочей силы.

По линии Наркомата среднего машиностроения на завод направлялись специалисты с автомобильных и тракторных предприятий страны. Получали назначение выпускники институтов и техникумов. Опытные инженеры и техники даже отзывались с фронтов Великой Отечественной!

Ивановский обком ВЛКСМ (Владимир до июля 1944 года входил в состав Ивановской области) мобилизовал на строительство тракторного завода 500 комсомольцев: "проверенных, выдержанных, умеющих преодолеть любые трудности". К строительству, конечно же, привлекались жители города. Они отработали там на субботниках и воскресниках 26700 человеко-дней. Широко использовался труд заключенных и военнопленных: немцев и венгров.

Время тогда было суровое – задание партии и правительства нужно было выполнить точно и в срок. А лучше – с опережением срока. Администрация завода увеличила продолжительность рабочего времени. Всех мастеров переводили на казарменное положение. Строители и заводчане работали в две смены по 11-12 часов в день. Несмотря на то, что в 1943 году в стране вновь были введены выходные, на ВТЗ выходных не знали до 1946 года. Был случай, когда рабочие не уходили с завода в течение трех недель. Спали и питались прямо в цехах.

Для дополнительного привлечения квалифицированной рабочей силы на базе строительства ВТЗ была открыта школа ФЗО № 1. Ее учащиеся и выпускники в обязательном порядке работали на заводе. Руководство города и предприятия прибегало и к таким чрезвычайным мерам. Например, задержанные на станции праздношатающиеся передавались для работы на заводе. Ряд управленцев переводились на станки.

Уже в начале 1945 года персонал предприятия увеличился вдвое и составил 3226 человек (в т.ч. 1321 женщина и 610 подростков).

Тяготы и невзгоды Строительство производственных площадей шло с явным отставанием от нормальных бытовых условий. Даже в 1945 году в цехах не было питьевой воды и воды для мытья рук. Особенно страдали оторванные от семей молодые люди.

Например, одной из проверок были выявлены шесть подростков "с наличием малокровия и упадка сил от недостаточного питания".

Подростки, как правило, жили в общежитиях, в плохих материально-бытовых условиях. Вот строки из документов 10-й городской партконференции: "Особенно нетерпимое положение в общежитиях ВТЗ. Корпус № 10, ком. № 10, Всполье. Живут 17 подростков 15-16 лет, бывшие воспитанники ремесленных училищ. Кроме коек, никакой обстановки нет. Ребята жалуются на холод и вшивость. Рабочий Дорофеев живет в комнате с 10 декабря 1944 года и до сих пор не имеет подушки и простыни. Рабочий Дульпин носит рубашку уже три месяца без смены. Семь человек – бывшие воспитанники детдомов – никакой смены белья и одежды не имеют".

Отсутствие обуви и одежды было главной причиной высокого числа нарушений трудовой дисциплины. Тракторный завод занимал первое место по числу прогулов среди предприятий Владимира. В 1944 году там было осуждено за дезертирство 122 человека, а за прогулы – 345. Суды выносили строгие приговоры. Например, трое работников были приговорены к 8 годам лишения свободы.

Повседневная жизнь женских общежитий омрачалась частыми вылазками военнослужащих. Солдаты, охранявшие пленных, почти ежедневно группами по 20-30 человек, в пьяном виде вечерами и ночами врывались в общежития девушек. Несмотря на их протесты, устраивали попойки, драки. А когда их не впускали, то ломали двери, били стекла.

Рапорт Сталину Однако, несмотря на тяжелейшие условия труда и быта, уже в декабре 1943 года все основные здания и сооружения были сданы в эксплуатацию.

Одновременно со строительными работами велась подготовка производства к выпуску тракторов и запчастей к ним. К 1 января 1944 года было установлено 72 единицы оборудования, а к началу следующего года – 975. В первые четыре месяца 1944 года было собрано кустарным способом 5 экспериментальных тракторов УН-2, а с апреля приступили к сборке У-2. 24 апреля 1945 года с главного конвейера сошел 500-й трактор.

Закончилось строительство первой очереди завода. Этот день принято считать днем рождения ВТЗ. По этому случаю Сталину был направлен рапорт. В нем подводились итоги проделанной работы: "построены и введены в эксплуатацию: литейный корпус с заливочным конвейером и полной механизацией землеприготовления и подачи, кузнечный корпус, моторный корпус, тракторо-сборочный корпус с главным конвейером, инструментальный корпус, компрессорная, котельная, железнодорожные и безрельсовые пути, линия электропередачи, трубопроводы. Введено в эксплуатацию 62 тысячи квадратных метров производственных и вспомогательных площадей, 24 тысячи квадратных метров жилых площадей, 78 километров трубопроводов, 36 километров электропроводов. Все промышленные цехи построены капитально".

Объемы введенных в строй объектов и количество произведенной продукции впечатляют. Это был поистине трудовой подвиг, совершенный в условиях военного времени.

Справка ВТЗ выпускал колесные тракторы серий "Универсал" (до 1955 года), а также ДТ-24, Т-28 "Владимирец", Т-25, Т-25А, садово-огородный инструмент и другую продукцию широкого потребления. С 1980-х годов выпускаются тракторы для работы в теплицах и плодопитомниках, тротуароуборочные машины.

С сентября 1948 года по 1989 год завод носил имя Жданова. В июне 2003 года ВТЗ переименован во Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ). С 2005 года входит в концерн "Тракторные заводы".

Кстати Василий Шукшин – тракторостроитель То, что выдающийся русский писатель, актер и режиссер Василий Макарович Шукшин имеет в своей биографии владимирскую страницу, до сих пор знают немногие. Нет в нашем городе ни мемориальной доски, ни какого-либо другого памятного знака. Между тем несколько месяцев в 1948 году Шукшин провел в нашем областном центре.

Работал никому не известный парень Вася Шукшин на славном тракторном заводе слесарем-такелажником (что подтверждает запись в его трудовой книжке), жил в общежитии на улице Горького. Как вспоминали его тогдашние приятели, вечерами рабочая молодежь отдыхала "под гармошку" в поселке Молодежный в районе современной улицы Гастелло. Никто из приятелей не думал не гадал, что рядом живет такой (!) парень! Знали только, что приехал Василий во Владимир по линии треста "Союзпроммеханизация" из Калуги, с турбинного завода. Надолго ли приехал? Или дальше судьба его погонит по свету? Командированный, одним словом. И запоминать его не стоит.

Сам же Василий Макарович запомнил Владимир и даже в своей книге "Вопросы самому себе" упомянул один эпизод. Правда, ни с заводом, ни с танцами он не был связан.

Так получилось, что призывника Шукшина отправил владимирский военкомат на учебу в авиационное училище в Тамбовскую область. Но военная карьера не случилась.

"Все мои документы... повез сам. И потерял их дорогой. В училище явиться не посмел и во Владимир тоже не вернулся – там, в военкомате, были добрые люди, и мне было больно огорчить их, что я такая "шляпа" – написал спустя годы Шукшин.

Однако вернуться во Владимирскую область Василию Макаровичу все же пришлось, но спустя двадцать лет. Уже будучи известным писателем и актером, он приедет в село Мордыш Суздальского района снимать фильм "Странные люди". В массовых сценах кинокартины активное участие принимали жители этого села и окрестных деревень.

К сожалению, в архивных документах тракторного завода мы не найдем обширных сведений о слесаре Шукшине. И областной военкомат может представить на этого призывника совсем небольшую справку: скупые строки – жил-был, призывался, и все. Достаточно ли этого для гордости? Думается, вполне!

О компании | Автокраны | Экскаваторы | Погрузчики | Спецтехника | Документация