15 апреля 2013 г. Строители Владимирского тракторногоПосле поражения немцев под Сталинградом в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 28 февраля 1943 года началось строительство Владимирского тракторного завода на северной окраине города за старой Юрьевской заставой. Уже в конце марта 5-е стройуправление Наркомстроя под руководством Сергея Петровича Лимонова приступило к строительству завода.
Оно явилось, по словам секретаря горкома партии Мирского, "большим событием в жизни города, изменившим его лицо".
Под открытым небом Кроме заводских корпусов во Владимире стал расти Тракторный поселок, первоначально застроенный бараками, казармами и общежитиями.
ВТЗ должен был выпускать тракторы "Универсал", которые ранее делал ленинградский "Кировский завод". В марте 1944 года из Ленинграда, только что разорвавшего блокаду, прибыли первые детали. Первые пять тракторов ВТЗ были собраны под открытым небом уже к середине 1944-го. И хотя официально днем рождения Владимирского тракторного завода считается 24 апреля 1945 года дата ввода в строй его первой очереди, мы считаем, что 70-летие начала строительства славного владимирского предприятия тоже достойная веха.
Строительство велось в условиях тотального дефицита. Заводчане сами добывали топливо на Панфиловском торфопредприятии, делали мебель для отделов. Не хватало механизмов, строительных материалов. Но прежде всего квалифицированной рабочей силы.
По линии Наркомата среднего машиностроения на завод направлялись специалисты с автомобильных и тракторных предприятий страны. Получали назначение выпускники институтов и техникумов. Опытные инженеры и техники даже отзывались с фронтов Великой Отечественной!
Ивановский обком ВЛКСМ (Владимир до июля 1944 года входил в состав Ивановской области) мобилизовал на строительство тракторного завода 500 комсомольцев: "проверенных, выдержанных, умеющих преодолеть любые трудности". К строительству, конечно же, привлекались жители города. Они отработали там на субботниках и воскресниках 26700 человеко-дней. Широко использовался труд заключенных и военнопленных: немцев и венгров.
Время тогда было суровое задание партии и правительства нужно было выполнить точно и в срок. А лучше с опережением срока. Администрация завода увеличила продолжительность рабочего времени. Всех мастеров переводили на казарменное положение. Строители и заводчане работали в две смены по 11-12 часов в день. Несмотря на то, что в 1943 году в стране вновь были введены выходные, на ВТЗ выходных не знали до 1946 года. Был случай, когда рабочие не уходили с завода в течение трех недель. Спали и питались прямо в цехах.
Для дополнительного привлечения квалифицированной рабочей силы на базе строительства ВТЗ была открыта школа ФЗО № 1. Ее учащиеся и выпускники в обязательном порядке работали на заводе. Руководство города и предприятия прибегало и к таким чрезвычайным мерам. Например, задержанные на станции праздношатающиеся передавались для работы на заводе. Ряд управленцев переводились на станки.
Уже в начале 1945 года персонал предприятия увеличился вдвое и составил 3226 человек (в т.ч. 1321 женщина и 610 подростков).
Тяготы и невзгоды Строительство производственных площадей шло с явным отставанием от нормальных бытовых условий. Даже в 1945 году в цехах не было питьевой воды и воды для мытья рук. Особенно страдали оторванные от семей молодые люди.
Например, одной из проверок были выявлены шесть подростков "с наличием малокровия и упадка сил от недостаточного питания".
Подростки, как правило, жили в общежитиях, в плохих материально-бытовых условиях. Вот строки из документов 10-й городской партконференции: "Особенно нетерпимое положение в общежитиях ВТЗ. Корпус № 10, ком. № 10, Всполье. Живут 17 подростков 15-16 лет, бывшие воспитанники ремесленных училищ. Кроме коек, никакой обстановки нет. Ребята жалуются на холод и вшивость. Рабочий Дорофеев живет в комнате с 10 декабря 1944 года и до сих пор не имеет подушки и простыни. Рабочий Дульпин носит рубашку уже три месяца без смены. Семь человек бывшие воспитанники детдомов никакой смены белья и одежды не имеют".
Отсутствие обуви и одежды было главной причиной высокого числа нарушений трудовой дисциплины. Тракторный завод занимал первое место по числу прогулов среди предприятий Владимира. В 1944 году там было осуждено за дезертирство 122 человека, а за прогулы 345. Суды выносили строгие приговоры. Например, трое работников были приговорены к 8 годам лишения свободы.
Повседневная жизнь женских общежитий омрачалась частыми вылазками военнослужащих. Солдаты, охранявшие пленных, почти ежедневно группами по 20-30 человек, в пьяном виде вечерами и ночами врывались в общежития девушек. Несмотря на их протесты, устраивали попойки, драки. А когда их не впускали, то ломали двери, били стекла.
Рапорт Сталину Однако, несмотря на тяжелейшие условия труда и быта, уже в декабре 1943 года все основные здания и сооружения были сданы в эксплуатацию.
Одновременно со строительными работами велась подготовка производства к выпуску тракторов и запчастей к ним. К 1 января 1944 года было установлено 72 единицы оборудования, а к началу следующего года 975. В первые четыре месяца 1944 года было собрано кустарным способом 5 экспериментальных тракторов УН-2, а с апреля приступили к сборке У-2.
24 апреля 1945 года с главного конвейера сошел 500-й трактор.
Закончилось строительство первой очереди завода. Этот день принято считать днем рождения ВТЗ. По этому случаю Сталину был направлен рапорт. В нем подводились итоги проделанной работы: "построены и введены в эксплуатацию: литейный корпус с заливочным конвейером и полной механизацией землеприготовления и подачи, кузнечный корпус, моторный корпус, тракторо-сборочный корпус с главным конвейером, инструментальный корпус, компрессорная, котельная, железнодорожные и безрельсовые пути, линия электропередачи, трубопроводы. Введено в эксплуатацию 62 тысячи квадратных метров производственных и вспомогательных площадей, 24 тысячи квадратных метров жилых площадей, 78 километров трубопроводов, 36 километров электропроводов. Все промышленные цехи построены капитально".
Объемы введенных в строй объектов и количество произведенной продукции впечатляют. Это был поистине трудовой подвиг, совершенный в условиях военного времени.
Справка ВТЗ выпускал колесные тракторы серий "Универсал" (до 1955 года), а также ДТ-24, Т-28 "Владимирец", Т-25, Т-25А, садово-огородный инструмент и другую продукцию широкого потребления. С 1980-х годов выпускаются тракторы для работы в теплицах и плодопитомниках, тротуароуборочные машины.
С сентября 1948 года по 1989 год завод носил имя Жданова. В июне 2003 года ВТЗ переименован во Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ). С 2005 года входит в концерн "Тракторные заводы".
Кстати Василий Шукшин тракторостроитель То, что выдающийся русский писатель, актер и режиссер Василий Макарович Шукшин имеет в своей биографии владимирскую страницу, до сих пор знают немногие. Нет в нашем городе ни мемориальной доски, ни какого-либо другого памятного знака. Между тем несколько месяцев в 1948 году Шукшин провел в нашем областном центре.
Работал никому не известный парень Вася Шукшин на славном тракторном заводе слесарем-такелажником (что подтверждает запись в его трудовой книжке), жил в общежитии на улице Горького. Как вспоминали его тогдашние приятели, вечерами рабочая молодежь отдыхала "под гармошку" в поселке Молодежный в районе современной улицы Гастелло. Никто из приятелей не думал не гадал, что рядом живет такой (!) парень! Знали только, что приехал Василий во Владимир по линии треста "Союзпроммеханизация" из Калуги, с турбинного завода. Надолго ли приехал? Или дальше судьба его погонит по свету? Командированный, одним словом. И запоминать его не стоит.
Сам же Василий Макарович запомнил Владимир и даже в своей книге "Вопросы самому себе" упомянул один эпизод. Правда, ни с заводом, ни с танцами он не был связан.
Так получилось, что призывника Шукшина отправил владимирский военкомат на учебу в авиационное училище в Тамбовскую область. Но военная карьера не случилась.
"Все мои документы... повез сам. И потерял их дорогой. В училище явиться не посмел и во Владимир тоже не вернулся там, в военкомате, были добрые люди, и мне было больно огорчить их, что я такая "шляпа" написал спустя годы Шукшин.
Однако вернуться во Владимирскую область Василию Макаровичу все же пришлось, но спустя двадцать лет. Уже будучи известным писателем и актером, он приедет в село Мордыш Суздальского района снимать фильм "Странные люди". В массовых сценах кинокартины активное участие принимали жители этого села и окрестных деревень.
К сожалению, в архивных документах тракторного завода мы не найдем обширных сведений о слесаре Шукшине. И областной военкомат может представить на этого призывника совсем небольшую справку: скупые строки жил-был, призывался, и все. Достаточно ли этого для гордости? Думается, вполне!
|