09 сентября 2013 г. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков выражает серьезную обеспокоенность в связи с принятием Федеральной таможенной службой решения об изменении с 14 сентября 2013 г. условий применения Конвенции МДПАссоциация международных автомобильных перевозчиков выражает серьезную обеспокоенность в связи с принятием Федеральной таможенной службой решения об изменении с 14 сентября 2013 г. условий применения Конвенции МДП, 1975 г. на территории Российской Федерации (вчера, 08.08.13, ФТС сообщила о принятии решения о переносе на месяц ранее объявленных (14 августа 2013 г.) сроков введения требований о дополнительных гарантиях при перевозках по книжкам МДП: http://www.asmap.ru/home.php?id=21433).
Фактически прекращается признание российскими таможенными органами гарантии по книжке МДП и вводится требование о предоставлении перевозчиками, осуществляющими перевозки по процедуре МДП, дополнительных гарантий (обеспечения уплаты таможенных платежей).
Вводимое требование прямо противоречит Конвенции МДП международному договору, положения которого Российская Федерация, присоединившись к нему, обязалась соблюдать.
Положениями Конвенции МДП предусмотрено, что на грузы, перевозимые по процедуре МДП, поскольку в любой момент времени в течение перевозки МДП они покрыты гарантией, не требуется ни уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов, ни обеспечения их в какой-либо иной форме до их прибытия в таможенный орган назначения.
Принятое решение Федеральная таможенная служба обосновывает несоответствием положений Конвенции МДП и Таможенного кодекса Таможенного союза в части способа обеспечения гарантии по книжке МДП (страхование), а также неудовлетворительной работой гарантийной системы Конвенции МДП.
Однако следует учитывать, что положения Конвенции МДП являются нормами прямого действия, в связи с чем применяются самостоятельно, независимо от наличия или отсутствия аналогичных норм в таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации в области таможенного дела.
Непосредственно положениями Конвенции МДП установлен такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей как гарантия национального гарантийного объединения и предусмотрена необходимость страхования ответственности объединения.
О реальном положении дел с работой гарантийной системы Конвенции МДП можно судить по статистическим данным.
За период 2004 – 2013 гг. из предъявленных ФТС России к АСМАП всего 931 претензии на сумму 944,7 млн. руб. (что составляет 0,008 % от 11,7 млн. перевозок по процедуре МДП, совершенных по территории Российской Федерации) гарантийной цепью МДП были признаны обоснованными и оплачены 255 претензий на сумму 202,1 млн. руб., остальные признаны необоснованными и отклонены. По отклоненным 676 претензиям ФТС России обратилась в судебные органы, из которых лишь один иск был удовлетворен, в 63 случаях ФТС России сама отказалась от исков в ходе их рассмотрения, в удовлетворении 638 исков судами было отказано.
Таким образом, в последнее десятилетие ситуация с применением Конвенции МДП на территории Российской Федерации является стабильной: процедура МДП активно используется, нарушения носят единичный характер, гарантийная система функционирует в соответствии с положениями Конвенции.
Необходимо отметить, что все государства-члены Таможенного союза являются активными участниками Конвенции МДП. Принятые ФТС России в одностороннем порядке меры не соответствуют принципам функционирования Таможенного союза в условиях наличия единой таможенной территории и применения единых таможенных процедур.
С учетом изложенного, вводимые ФТС России требования не обусловлены ни положениями действующего законодательства, ни объективной ситуацией с применением Конвенции МДП на территории Российской Федерации.
Очевидно, что принятые меры повлекут серьезные экономические последствия. Затраты от введения дополнительных гарантий, которые кратно дороже, чем книжки МДП, лягут бременем далеко не только на перевозчиков (как российских, так и иностранных), но и на грузополучателей, а в итоге – на конечных потребителей в цене товара. Особенно это затронет российский внешнеторговый рынок, так как половина всех перевозок с использованием книжек МДП завершается в Российской Федерации.
Эта ситуация вызвала широкий негативный общественный и международный резонанс. Поступают многочисленные обращения как от участников внешнеэкономической деятельности, так и от национальных ассоциаций и международных организаций. В компетентные органы Российской Федерации уже обратились Европейская экономическая комиссия ООН и Комиссар Евросоюза по вопросам налогообложения.
Общее мнение, выраженное в указанных обращениях, сводится к тому, что решение ФТС России противоречит положениям Конвенции МДП и должно быть отменено.
СПРАВКА. Российская Федерация (до 1992 г. СССР) с 1982 г. является Договаривающейся стороной Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) – крупнейшего международного соглашения в области автомобильных перевозок товаров, участниками которого в настоящее время являются 68 стран мира.
Конвенция МДП устанавливает упрощенную таможенную процедуру перемещения товаров под таможенным контролем, основанную на применении международно-признанного документа книжки МДП (carnet TIR). Книжка МДП оформляется на перевозку каждой партии товаров и выполняет одновременно роль таможенного документа (транзитной декларации) и документа, подтверждающего предоставление гарантии (обеспечения уплаты таможенных платежей).
Гарантийная цепь Конвенции МДП включает в себя национальные гарантийные объединения, страховые компании и администрируется Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ, IRU), уполномоченным Административным комитетом Конвенции МДП (высший конвенциональный орган).
В Российской Федерации (правопреемнице международных договоров бывшего СССР) функции национального гарантийного объединения по Конвенции МДП возложены на Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая выдает книжки МДП российским перевозчикам и одновременно выступает гарантом по всем перевозкам (российскими и иностранными перевозчиками) по процедуре МДП на территории Российской Федерации.
|